Разговоры о том, какой должна быть школа, чтобы образовательные результаты были максимально высокими, не утихают уже давно. Вопрос обсуждается всеми заинтересованными сторонами, а мнения очень часто расходятся.
Родители видят в школе место, где дети должны получать все необходимые знания, чтобы вырасти гениями при их минимальном участии. Сами школьники разрываются между тоннами домашних заданий и кружками, мечтая во время уроков о каникулах и возможности поскорее повзрослеть, чтобы избавиться от давления. Правительство, в стремлении вывести образовательный уровень страны на лидирующие позиции в мировом рейтинге, предпринимает серьезные меры, оборудуя классы, развивая инклюзивное и дополнительное образование, увеличивая объем учебных планов.
Не остаются в стороне и ученые. Недавно Московская высшая школа социальных и экономических наук поделилась своим видением ключевых критериев, которые должны присутствовать в школе, чтобы начальное и среднее образование вышло на качественно новый уровень, уделив внимание всем аспектам учебного процесса. Какая же она идеальная школа по мнению российского научного сообщества?
Четыре года для малышей недостаточно
Ни для кого не секрет, что способность человека к обучению находится на пике именно в первые годы жизни и со временем постепенно угасает. Так, ребенок до 10 лет может максимально быстро осваивать большой объем знаний, но ему требуется время, чтобы приобретенные знания и навыки «пустили корни».
Продолжительность обучения в начальной школе сейчас составляет 4 года. По мнению экспертов, за это время развиваемые у ребенка навыки, например, чтения, не успевают закрепиться окончательно. Исследователи утверждают, что скорость чтения взрослых практически не отличается от 12-летнего школьника. То есть, приблизительно в 5 классе этот навык перестает развиваться. Тоже самое касается и других предметных областей, основы для которых закладываются в начальных классах. Поэтому ученые предлагают увеличить длительность начального обучения до 6 лет.
Стоит отметить, что в России продолжительность обучения в начальной школе самая маленькая по сравнению с другими европейскими странами, в которых отмечается положительное влияние «продленки».
Фокус на знания, а не на место в рейтинге
Занять первые позиции в рейтинге лучших стремятся все. Но как быть, если некоторые школьники не дотягивают и портят статистику всего образовательного учреждения? Практика показывает, что для некоторых учителей и директоров это дело поправимое, если закрывать глаза на использование шпаргалок и списывание во время контрольных.
Но идеальная школа исключает такой вариант развития. В ней дети получают заслуженные оценки за знания, которые они освоили, а не за хитрость или безразличие учителей. Младшеклассников вовсе не рекомендуется оценивать в баллах. В идеальной школе, по мнению научного сообщества, отличившийся заслуживает словесной похвалы, недотянувший – указаний на слабые места для проработки, помощи со сложными вопросами.
Также в идеальной школе домашние задания распределяются равномерно по всем предметам. Более того, время их выполнения не превышает 45 минут, при этом уроки проверяются учителем не выборочно, а у всех учеников.
Заинтересовать, не отсидеться
Действующая система обучения имеет преимущественно лекционный формат, из-за чего школьники частенько пропускают ин6формацию мимо ушей (особенно, когда учитель «на своей волне» рассказывает о многочленах или о дате очередной великой битвы).
Идеальная школа умеет вызвать интерес к обучению у каждого ученика. Занятия проходят в интерактивном формате, где нет места лектору. Учитель выступает в качестве модератора групповых обсуждений, на которых школьники делятся своими мнениями, знаниями, активно участвуют в теме урока. В такой школе успешно внедряются новые методы обучения, такие как «перевернутые классы», в основе которых лежит изучение новой темы на дому и проработка заданий в классе. Увлечение детей гаджетами используется в образовательных интересах путем создания специальных учебных платформ, цифровых учебников, заданий.
Умные дети – заслуга профессионалов
Когда речь заходит об обучении ребенка, нужно, в первую очередь, обращать внимание на человека, который будет его учить. Достаточно ли у него знаний, терпения, упорства? Готов ли учитель развиваться и постигать что-то новое? Какие возможности у него есть для самосовершенствования?
В идеальной школе желание учителя развивать свои компетенции поощряется руководством. Он получает необходимые ресурсы, может обратиться к коллегам за советом и поддержкой. Для расширения кругозора учительского состава регулярно организовываются различные семинары, конференции, брифинги, на которых участники обмениваются опытом.
Индивидуализация на смену массовости
Исследования показывают, что максимальное количество учащихся не должно превышать 800 человек на школу. Именно это число может обеспечиваться оптимальным администрированием, при котором все и всегда под контролем. Более того, небольшие школы позволяют формировать маленькие классы, что очень важно для поиска индивидуального подхода к каждому ученику.
Тем временем, большинство российских школ рассчитано на несколько тысяч учащихся, и их количество продолжает увеличиваться из-за различных объединений и создания школьных комплексов. При таком подходе очень сложно добиться эффективного руководства, но очень просто потерять в толпе личность ученика.
Несмотря на это, система образования в России претерпевает серьезные благоприятные изменения. Школы оборудуются проекторами, компьютерами, интерактивными досками, устраиваются робототехнические классы, лаборатории с 3D-принтерами и прочими техническими средствами. Большое внимание уделяется содержанию уроков, методикам обучения, развитию дистанционного и инклюзивного образования. Поэтому предпринимаемые меры дают надежду на то, что проблема создания персонализированного подхода дело времени.
Здоровая атмосфера – эффективное обучение
Нельзя не сказать и о такой проблеме, как школьная травля. По статистике 37% школьников подвергается издевательствам со стороны других учеников и даже учителей. С этой проблемой, согласно международному исследованию PISA, Россия вошла в первую десятку стран рейтинга. Разве может идеальная школа мириться с насилием и издевательствами?
Унижение – это удар по самооценке для неокрепшей психики ребенка, и, когда он испытывает сложности в построении гармоничных взаимоотношений с социумом, последним волнующим его вопросом будет учеба. Поэтому, чтобы приблизиться к созданию идеальной школы и, самое главное, уберечь подопечных, руководству стоит всерьез задуматься над методами борьбы с буллингом.
Безусловно, взгляды ученых на идеальную школу заслуживают внимания, поскольку они являются своеобразным отражением важных проблем школьного образования. Но их убеждения, в основном, базируются на опыте, собранном из разных стран, в которых перечисленные подходы не объединены в единое целое, а используются в зависимости от образовательных потребностей государства.
Модель идеальной российской школы находится в активной стадии совершенствования, применительно к особенностям отечественной системы, и очень важно, что в ее создании участвуют все – государство, научное и педагогическое сообщество, граждане.